Самый распространённый вид опасного устройства для перевозки детей. Представляет собой кусок ткани с пуговицами или кнопками. Он надевается на лямки штатного ремня безопасности и сближает их.
За счёт этого верхняя (диагональная) лямка проходит не по шее, а по плечу ребёнка. Производители адаптеров утверждают, что таким образом шея при аварии не травмируется.
Адаптер не только опускает верхнюю лямку ремня, но и поднимает нижнюю на уровень живота ребёнка. При аварии ремень давит не на тазовые кости, а на живот. Результат – тяжёлые травмы внутренних органов и позвоночника.
Из-за подъёма нижней лямки ребёнок при аварии «подныривает» под ремень, сползая вниз по сиденью. Верхняя лямка в это время врезается в шею и причиняет серьёзные увечья, вплоть до перелома позвоночника. Происходит именно то, от чего, по заверениям производителей, адаптер должен спасать.
В некоторых моделях адаптеров есть дополнительные ремешки для ног. Они не дают ребенку «подныривать» под ремень. Но остаётся главная опасность – приподнятая нижняя лямка ремня тяжело травмирует органы брюшной полости.
Адаптер не обеспечивает никакой защиты при боковом ударе. А боковые удары составляют 28% всех ДТП (данные Casimir “Child Car Passenger Fatalities - European Figures and In-Depth Study”; May 2012). По результатам шведского исследования, половина детей в возрасте до 3 лет погибли в авариях при боковом столкновении.
Производители адаптеров предъявляют сертификаты, которые якобы подтверждают соответствие продукции правилам ЕСЕ R 44/04. Но такие сертификаты не могут считаться действительными – современная редакция правил прямо запрещает направляющие лямки в качестве детских удерживающих устройств.
Правила ЕСЕ R 44/04 с изменениями, вступившими в силу 9.02.2017:
2.8.8 "Направляющая лямка" означает лямку или устройство, удерживающие плечевую лямку ремня безопасности для взрослых в положении, в котором её можно использовать для детей… Направляющая лямка рассматривается как составной элемент детской удерживающей системы и не может официально утверждаться отдельно в качестве детской удерживающей системы в соответствии с настоящими Правилами.
Опасность адаптеров доказали многочисленные испытания в Европе и в России. В Европе адаптеры запрещены с 2008 года.
Росстандарт после контрольных испытаний в 2016 году запретил продажу в России самого распространённого адаптера (подробнее – здесь).
Производители адаптеров регулярно проигрывают суды, в которых пытаются оспорить результаты независимых испытаний.
Даже на собственных официальных сайтах производители адаптеров не приводят ни одного примера реального ДТП, где их изделие помогло бы спасти ребёнка.